Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, правоведения и информатики / Учебный процесс

Краткое описание учебных программ


Сегодня кафедра осуществляет обучение и подготовку кадров по 3 основным направлениям, по которым имеются утвержденные учебные программы, учебные и учебно-тематические планы.
Вот эти направления:
- Профессиональная переподготовка по теме: «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в объеме 864 часов
- Общеее усовершенствование по теме: «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в объеме 144 часов (сертификационный цикл)
- Тематическое усовершенствование по теме: «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в объеме 144 часов
- Тематическое усовершенствование по теме: «Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности» в объеме 72 часов и
- Тематическое усовершенствование по теме: «Экспертиза (контроль) качества медицинской помощи» - 144 часа.
- Тематическое усовершенствование по теме: «Экспертная деятельность в сфере обязательного медицинского страхования»

Кроме того, на кафедре ведется послевузовская профессиональная подготовке :
- ординаторов (Клиническая ординатура) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» сроком 2 года. На обучение принимаются выпускники медицинских ВУЗов, врачи лечебных специальностей.
- аспирантов по специальности – 14.00.43 – «Общественное здоровье и здравоохранение» сроком 3 года.

Все имеющиеся учебные программы на кафедре соответствуют Государственному образовательному стандарту с учетом специфики Федерального медико-биологического агентства.
Основная учебная база кафедры – аудитории института повышения квалификации, оснащенные необходимым оборудованием для проведения лекций, семинаров и практических занятий.
В распоряжении сотрудников современная оргтехника и средства связи.

Контингент.
Основной контингент обучаемых достаточно широк: это организаторы здравоохранения и руководители различного ранга (как системы Федерального медико-биологического агентства, так и территориальной сети здравоохранения, включая коммерческие организации), практические врачи лечебных специальностей, а также специалисты экономической и бухгалтерской службы.
С учетом специфики работы обучаемого контингента,  особое внимание уделялось и уделяется на кафедре выездным циклам обучения.
Достаточно перечислить названия тех городов и поселков, в которых проводили свои занятия сотрудники кафедры: Барнаул, Байконур, Белая Калитва, Десногорск, Зеленогорск, Дубна, Люберцы, Обнинск, Оренбург, Большой Камень, Северодвинск, Снежногорск, Озерск (Челябинская обл.), Ростов на Дону, Туапсе, Кемерово, Таганрог, Саров, Курчатов, Салехард, Электросталь, Ханты-Мансийск, Лермонтов, Нерюнгри.
 
Тематика обучения.
Само содержание программ обучения на кафедре постоянно меняется в соответствии с происходящими изменениями как в стране и в мире в целом, так и в сфере здравоохранения.
Основными темами, по которым ведется обучение, являются: реформы в здравоохранении и их реализация, концепции развития здравоохранения и управление качеством медицинской помощи.
Правовые аспекты деятельности ЛПУ, основные законодательные и подзаконные акты в сфере здравоохранения. Медицинское страхование , его виды, проблемы и перспективы. Финансовая устойчивость медицинского страхования, обеспечение равенства прав застрахованных граждан. Государственные гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, их финансовая обеспеченность.
Медицинская статистика, анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений, критерии оценки их деятельности, мониторинг показателей деятельности ЛПУ и общественного здоровья.
Широко представлен экономический блок: рыночная экономика и факторы рыночного саморегулирования, здравоохранение как экономическая система, экономический анализ ЛПУ,  налогообложение,  юридические и организационные аспекты оказания  платных медицинских услуг, ценообразование в здравоохранении и расчет стоимости медицинских услуг, работа по договорам с госпредприятиями, коммерческими структурами, калькуляции и схемы оплаты труда медицинского персонала,  маркетинг и менеджмент в здравоохранении, управление госзакупками.  
Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПУ. Порядок оформления и выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Система контроля за качеством  экспертизы.
 Управление, обеспечение  и контроль качества медицинской помощи.   
Вопросы стандартизации в системе здравоохранения РФ. Современные  методы квалиметрического анализ и др.
 
Инновационные разработки в создании обучающего контента.
1. Продолжаются работы по реализации блок-модульного обучения по теме «Управление здравоохранением».
2. Апробировано использование новой технологии аудио-визуальных презентаций с применением элементов теории нейролингвистического программирования.
3.Создан учебный  материал  на электронных носителях информации:
· на DVD – носителе – 1 диск
· на СD – носителе – 4 диска
· на мини-флешкарте – 1 диск
4. Разработаны и применяются протоколы (анонимные анкеты) по оценке удовлетворенности слушателей качеством лекций.
5. Создана электронная библиотека для слушателей, содержащая более 10000 книг и статей по управлению здравоохранением и расширению кругозора.
6. Создан банк данных по статистике здравоохранения России (в разрезе регионов, субъектов федерации) за 10 лет (2000-2009 г.г.), а также мировой статистике здравоохранения (ВОЗ).
7. Создан банк данных по международным стандартам  ISO и национальным стандартам ГОСТ в области управления здравоохранением и качества медицинской помощи.
8. Создана серия методических материалов «Инновационные технологии управления здравоохранением», включающая
а) методические рекомендации по управлению здравоохранением (по 1-2 печатных листа) - 9 
б) методические рекомендации по написанию отчетов, докладов, научно-практических статей – 1
9. Осуществлена разработка электронного учебного модуля (лекция, презентация, подборка учебно-методических материалов) по стандартизации и социальной ответственности (включая международный стандарт ISO 26000, введенный в декабре 2010 г.).