Кафедра неотложных состояний / О кафедре

Историческая справка

Кафедра неотложных состояний Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России имеет почти 25-летнюю историю развития обучения специалистов по программам экстренной и неотложной медицинской помощи.   В октябре 1995 года по проекту Американского Международного Союза Здравоохранения (AIHA, АМСЗ) в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным совместно с Минздравмедпромом Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ МП РФ, было создано международное партнерство: Учебно-тренировочный центр неотложных состояний и Департамент  скорой  медицинской  помощи  г. Остин, штат Техас, США (1995-1999гг.). В декабре 2007года Учебный центр был преобразован в кафедру неотложных состояний Института повышения квалификации ФМБА России.

Наша миссия

Мы способствуем улучшению качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, используя современные подходы к организации образовательного процесса, осуществляя интеграцию передовых информационных технологий в клиническую практику.
Мы обеспечиваем наших слушателей знаниями и навыками высокого уровня, способствуя росту их компетентности и профессионализма, формируя возможности для эффективных действий в ситуациях, требующих оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.

Предпосылки создания кафедры

Предпосылкой создания учебно-тренировочных центров неотложных состояний в России было стремление к интеграции системы оказания помощи на догоспитальном этапе с мировыми стандартами: обеспечению преемственности оказания скорой и неотложной медицинской помощи и работы спасателей - специалистов немедицинских служб экстренного реагирования в начальный период зарождения службы медицины катастроф и министерства чрезвычайных ситуаций  в начале девяностых. Внедрение инновационных образовательных технологий отвечало поставленной цели повышения эффективности работы экстренных служб на территориях, подведомственных ФУ "Медбиоэкстрем", имеющих уникальную систему медицинского обеспечения и противоаварийной радиационной и химической защиты.

Одной из поставленных задач при создании учебного центра было обеспечение учебного процесса наиболее передовыми информационными и педагогическими технологиями для формирования "жестких" и "мягких" навыков, внедрение компетентностного подхода, что было новым для отечественной системы додипломного и последипломного образования. 

  Двадцать лет назад в России еще широко не знали и не следовали концепции "непрерывного образования длиною в жизнь" (Long Life Learning), но все учебные центры неотложных состояний в России и в странах ННГ являлись частью глобальной сети Центров образовательных ресурсов с доступом к международным индексированным базам медицинских данных в сети Интернет.

        Предоставленные американскими партнерами первые манекены-симуляторы  и, главное, новые методики, позволили разработать и внедрить в учебном центре принципиально новую для постдипломного образования систему практико-ориентированного обучения по всем образовательным программам. 

     Проведение занятий на манекенах с компьютерным мониторингом действий участников позволило отойти от cубъективности оценки преподавателем уровня подготовленности специалиста, что немаловажно при итоговом контроле знаний и навыков. Принцип работы в малых группах, в команде специалистов, на тематических "рабочих станциях", использование оценочных средств (чек-листов),  применение принципа "обратной связи" при оценке эффективности индивидуальной и командной работы - это были первые шаги к внедрению симуляционного обучения в его современном виде.

 Специфика преподавания на кафедре  впоследствии получила "второе дыхание" при проведении аккредитованных международно-стандартизованных тренингов по неотложной помощи и полностью отвечает современным требованиям к процедуре аккредитации специалистов. 

 Сотрудники кафедры

Наша команда. Коллектив кафедры сложился в яркую и сильную команду, способную реализовывать самые смелые начинания.  С 2002г. учебный центр и далее кафедру возглавила д.м.н. Бородина Мария Александровна (специальности терапия, скорая медицинская помощь, организация здравоохранения). По направлениям с нами работают профессор д.м.н. Бородина Валентина Ивановна (специальности терапия, кардиология, функциональная диагностика), профессор д.м.н. Алехнович Александр Владимирович (клиническая фармакология, токсикология, медицина катастроф), доцент к.м.н. Попов Олег Юрьевич (скорая медицинская помощь, педиатрия, организация здравоохранения, анестезиология-реанимация), старшие преподаватели Будянский Владимир Михайлович (анестезиология-реанимация), Васильев Андрей Геннадьевич (скорая медицинская помощь), Довгаль Владимир Николаевич (скорая медицинская помощь, организация здравоохранения), Бабаев Эмиль Каирович (терапия). 

Для получения права проводить международно-аккредитованные симуляционные тренинги по расширенной реанимации "Advanced Cardiovascular Life Support" в России преподаватели кафедры прошли в 2013г. стажировку и сертификацию в статусе инструкторов Американской Кардиологической Ассоциации на базе Академии Иоаннитов, Германия. Дополнительно преподаватели кафедры в период 2014-2015г. прошли курсы Европейского Совета по Реанимации (ЕРС) для провайдеров и инструкторов-кандидатов по расширенной реанимации Национального Совета по Реанимации, Москва, с присвоением статуса полноправных инструкторов.

Преподаватели кафедры в совершенстве владеют методиками симуляционного обучения, проходили обучение в Германии, Академии Иоаннитов, по программе Датского Центра Медицинской Симуляции (DIMS), компании Арибрис (Laerdal).

     Коллектив активно занимается методической работой, в том числе в составе Межведомственной Рабочей группы по разработке изменений в Федеральный закон "Об образовании  в Российской Федерации в части обеспечения приобретения обучающимися знаний, умений и навыков с применением в том числе симуляционных технологий при реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования", в Экспертном совете при Центре непрерывного профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

Сотрудники кафедры являются соавторами Паспортов станций для первичной и первичной специализированной аккредитации, утверждаемых Федеральным методическим центром аккредитации. Кафедра сотрудничает с Российским Обществом симуляционного образования в медицине РОСОМЕД и Виртуальной клиникой "Ментор Медикус" в 1м МГМУ им И.М. Сеченова по вопросам симуляционного обучения и аккредитации медицинского персонала.

    Преподаватели кафедры принимают участие в работе комиссии по государственной итоговой аттестации выпускников Российского Университета Дружбы Народов (РУДН).

 

Технические возможности кафедры. На кафедре оснащены симуляционные классы, оснащенные рабочими местами оператора (инструктора) с функцией дистанционного управления симуляторами, системой видеомониторинга и видеофиксации учебной сессии с возможностью видеотрансляции сессии в удаленном доступе. При решении клинических сценариев используется технология дебрифинга.

Направления симуляционных классов: неотложные состояния в педиатрии, неотложные состояния у взрослых, медицинские манипуляции, медицинская транспортировка.

Учебный класс для отработки медицинских манипуляций оснащен индивидуальными рабочими местами с мониторами, транслирующими информацию в режиме реального времени. Для отработки навыков в условиях имитации рабочего места специалистов скорой помощи на кафедре размещен макет реанимобиля на платформе, укомплектованный медицинской мебелью, носилочной системой, медицинской аппаратурой и манекеном - симулятором человека, также системой видеонаблюдения и видеофиксации.